В украинской легенде, записанной в Купянском уезде, рассказано о том, как первые люди получили хлеб и одежду: из слез, смешанных с землей, взятой у райского порога и посеянных Адамом, выросла пшеница, там же, где сеяла Ева, выросла конопля. 

Конопля (коноплё, конопь, посконь, посконуха, замашная трава) – Cannabis sativa – конопля посевная или полезная. Происхождение последнего аутентичного названия В. Даль объясняет так: «...нарочно машут стеблями по воздуху, чтобы цветень разлетелась вокруг для оплодотворения, отчего ее называют замашкой». Этимология «конопляных» топонимов, распространенных на территории нашей необъятной страны свидетельствует о древности традиций возделывания этого растения народами, населявшими эту территорию и является предметом отдельного исследования.

Из волокон стебля конопли получают пеньку. Так как конопля – растение двудомное, мужские (посконь) и женские (матёрка) растения использовали для получения пеньки разного качества. Из первых получали волокна более прочные, но и более грубые. 

Ткани из конопли назывались у наших предков «замашными» или «посконными» - отсюда и пошло «Русь посконная». 

Великая равнина России еще в доисторические времена была занята земледельцами, в числе других культурных растений тут разводилась конопля, дающая, подобно льну, и масло, и волокно. В городе Ладога, где в числе пестрого по составу населения жили и наши предки славяне, в слое VIII века археологами обнаружены зёрна конопли и конопляные («пеньковые») веревки, которыми, согласно сообщениям старинных авторов славилась Русь. Вообще, ученые полагают, что конопля первоначально использовалась именно для витья веревок и лишь впоследствии стала применяться для изготовления тканей. 
Сарматы и скифы знали коноплю и пользовались изделиями из нее. Так, Геродот упоминает между прочим, что конопляное семя употреблялось у скифов в банях, как средство, увеличивающее пар. Позднее, арабский путешественник Ибн-Фоцлав, повстречавшись в 921 г. на Волге с русскими, заметил, что русские, кроме грубой верхней одежды, носят и полотняную, - по всей вероятности, то была одежда, называвшаяся на древнем языке вотолой. Русские, по показаниям различных историков, издревле занимались ткачеством, имели свои полотна, отличавшиеся от греческих толщиной, прочностью и, вероятно, большей грубостью. 

Первое упоминание о древнем русском земледелии встречается в летописи под 946 г. в обращении княгини Ольги к древлянам, из которого следует, что земледелие было распространено как по селам, так и по городам, и начало его относится к дохристианскому периоду нашей истории. А если в лесной глуши области древлянской несомненно было земледелие, то и в других местах Руси с ним тоже были знакомы. 

Ведение древнего земледелия, вообще порядок сельского хозяйства древней Руси характеризуется в статье Беляева о земледелии древней Руси такими словами: «Древний таковой порядок сельского хозяйства и способ пользования землею в тогдашней Руси наиболее всего благоприятствовал разведению льна и конопли, обильно произрастающих на новинах, новых землях». Интересен тот факт, что до XV века в древних памятниках не встречается ни одного намека, чтобы земли где-нибудь удобрялись. Орудиями, которыми возделывались земли, были – плуг, употребляемый чаще, чем соха, потому что дернистая почва требовала более крепкого и надежного орудия. Соха называлась кое-где ралом. Пахали на лошадях, но, вероятно, использовали и волов. В «Русской правде» упоминается в числе земледельческих орудий и борона. 

Вот при таком наборе орудий производился посев конопли и льна в древней Руси. Как и посев яровых, происходило это весной. Уборка выросшего происходила так: с поля лен и коноплю брали, тянули, таскали или, выражаясь тогдашним словом теребили, в рабочую пору, называвшуюся тогда страдой, страданьем, тяжкой работой. Выбрав лен, посконь и коноплю, их складывали в копны и свозили на гумна. Выборка поскони (мужское растение конопли) представляла особый вид труда. Коноплю, в отличие от льна, убирали («тягали», «дергали») в два приема. Сразу после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и специально на масло. Перед молотьбой или околачиванием лен и конопля просушивались в овинах. Обмолоченное семя хранили в клетях и ямах. Выбранный лен и конопля рыбились, чесались, подвергались мочке. После ряда ежедневных «пытушек», лен и конопля сгребались, подвергались мятью и трепке, посредством ручного труда. Колотушка для околачивания, мялица для мятья, трепло, чепель для трепанья – вот те орудия, которые преемственно передавались из века в век, от поколения к поколению.

Пряденьем, ткачеством и шитьем в древней Руси занимались главным образом женщины. В старину лен и коноплю пряли, ткали, а холсты белили. Холст и полотно были разных сортов: «яриг» или «грубая ряднина», «толстина», «частина», «тончица». Из холста и полотна в древнее время делали шатры, которые во время военных походов использовали для целого войска. Полотно и холст шли на паруса и знамена, на покрывала, саваны, на нижнее белье мужское и женское, скатерти и полотенца, а также умели делать крашенину (крашеный холст). Кроме этих вещей, в древности из полотна делалась верхняя мужская одежда из самой грубой ткани вотолы. 

Из пеньки изготавливали широкий круг товаров: ткани (посконь), веревки, канаты, сети для ловли птиц, рыболовные снасти, вентери, вожжи, паклю, паруса для лодок и кораблей и др. Волокна конопли – единственный материал, который не теряет своей прочности от контакта с морской водой. Поэтому ткани, веревки и канаты, изготовленная из стеблей этого растения, пользовались большим спросом. Любопытное тому подтверждение – рыбаки озёр Ильмень и Псковского, которые буквально до последнего времени предпочитали пеньковые сети: рыба, говорили они, охотней идет на запах конопляного волокна. 

Лен и пенька разводились не для своего только обихода: они были также предметом промысла и торговли; изделия льняные, конопляные и пеньковые продавались на торгу и сбывались даже за границу. В Новгороде и Пскове, ведших издревле торг с Ганзою, главными предметами заграничной торговли были лен и конопля, преимущественно из Псковской области, а также толстый, грубый холст и пакля. 

Конопля с промышленной целью разводилась преимущественно в Смоленской области, около городов Дорогобужа, Вязьмы и Трубачевска. Англичане, видя, что русские не умели делать канатов, основали в Колмогорах первую канатную фабрику и допускали на нее и русских рабочих; основателем ее был английский купец Ричард Грей; в 1558 г. англичане изготовили на ней 70 тыс. пудов. Успех этой фабрики побудил заложить другую канатную фабрику в Вологде. 

Вывоз льна и пеньки за границу происходил двумя путями: через Архангельск и Нарву – во Фландрию, Голландию и Испанию. В конце XVI в. главный пункт сбыта льна и пеньки был в Колмогорах (беломорский путь). Но уже в конце XVII в. этот товар отправлялся преимущественно по Балтийскому морю; количество вывозимой пеньки увеличивалось с каждым годом. О размерах вывоза льна и пеньки можно судить из того, что в Торговой книге советуют договариваться с иностранцами на большие количества, например на 100 и 1000 берковец (старорусская единица измерения массы, равная 10 пудам, что равно примерно 164 кг). За 1674 г. через нарвский порт было отпущено за границу: пеньки 2009 кораб. фунт., пеньки простой 143 кораб. фунт., пакли 65 кораб. фунт. 

Лен и коноля, их семя и волокно, как составляющие тоже жито (исконное название продукта хлебопашества), имели свою экономическую и торговую померную пошлину от ¼ до 2 денег с четырех московских четвертей. Указанная померная система для того и другого семени была такая: чети, четверти, осьмины, полуосьмины; мерой для кудели были вес и вязанки. Русское полотно продавалось на холсты; холсты размерялись на аршины и локти. 

В городах были особые площади и ряды, где торговали полотнами, холстом и нитками; так в Новгороде на площади стояли холщевники, в Москве был ряд крашенинный и особое место, где женщины продавали свои изделия домашней работы; в Пскове были определенные ярмарки для торговли так называемыми русскими товарами, во главе которых были лен и пенька. 

Ткачество и производство холстов было сосредоточено около Москвы, в Ярославской области, в Новгородской земле, в Валдайском и Каргопольском уездах, на Двине, в Суздальской области, в окрестностях Шуи; во всех этих местностях ткачество стало главным предметом труда местного населения, было местной кустарной и сельской промышленностью. 

Хотя конопля и сеялась везде в хозяйстве крестьян и вотченников, а коноплянники, наравне с огородами, были предметом рачительных забот, но на Руси, а позднее и в московском государстве, славились пенководством только края Смоленский и Брянский. 

Заканчивая наш беглый очерк, позволим себе сделать следующий вывод: возделывание конопли присуще было отечественному хозяйству издавна; с развитием потребностей и и с увеличением народонаселения размеры коноплеводства стали расширяться, а с увеличением спроса на внешних рынках, и обработка стала более тщательной. 

Литература: 
1. Н.С. Стромилов «Лен и пенька и их изделия в Древней Руси и Московском государстве»// «Сельское хозяйство и лесоводство», С-Петербург, 1874 г., часть CXVI. 
2. Н.И. Коновалова «Словарь народных растений Урала», Екатеринбург, 2000. 
3. «Мифологические представления славян о происхождении растений»//В.В.Усачева «Магия слова и действия в народной культуре славян»
4. https://vk.cc/6due8k 

Статья подготовлена Ольгой Радиной, специально для hemp-market.ru

 https://vk.com/hempgroup?w=wall-137345843_38

 

 

Разработка сайта Nethammer
Фонд развития коноплеводства © 2015