В этот день русские крестьяне заканчивали посев огурцов и конопли. Была примета: «Коноплю в поле сей и за рябиной следи: коли цвет в круги, то и конопли долги». Святой Леонтий (Левонтий) был иноком Киево-Печерского монастыря и первым из печерских иноков удостоился епископского сана. Возведенный на Ростовскую кафедру, епископ Леонтий начал проповедь Евангелия в городе, где языческое население было преобладающим. Дата кончины святителя точно не установлена. Достоверно известно, что мощи его были обретены в 1164 году. День памяти и почитания святого приходится на 23 мая по юлианскому календарю (5 июня по новому стилю). Помимо «святого», Леонтия называют Огуречником или Конопляником. В этот день русские крестьяне заканчивали посев огурцов и конопли.

 

Богат русский фольклор на приметы, связанные с днем Леонтия-Конопляника. Вот лишь малая часть:
«Всякая земля хороша, если рук не жалеть». Так что 5 июня «посеешь с крошечку, а вырастет с лукошечку».

Неделя после Леонтия Конопляника считается оптимальной для последних посевов конопли. Во многих местах ее и по сей день сеют 5 июня. Вот еще один неоспоримый факт, указывающий на то, что уже пора — коноплю сеяли, когда начинала ворковать горлица.

Приметы для пущего урожая:

В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо и при посеве этих семян разбрасывают яичную скорлупу, приговаривая:

«Роди, боже, конопли белы, як яйцо».
«На рябине обильный цвет – быть урожайной конопле».
К калине присматривались: «цвет в круги – будет конопли долги».
Важно помнить, что «У кого конопелька, у того двойная копейка».

День этот называли еще Коноплянником, потому что на полях уже были большие всходы конопли.

Конопля — это однолетнее, разводимое раньше по всей России на полях и огородах растение. Из стебля его добывали пеньку, из которой плели веревки и канаты.

Она хороший медонос, а потому с цветов ее пчелы брали взяток, а из семян крестьяне делали масло.

В старину конопляное масло часто выручало деревенского жителя. Конопляным маслом заправлялись каши, а семенами лечили различные болезни. Сдабривая им каши, макая чёрный хлеб в конопляное масло, наши предки надеялись в июньском бесхлебном времени не дать болезням привиться к желудку.

Прежде коноплю растили, убирали, обрабатывали под стать льну. Посконь, грубые ткани ткали из конопляных волокон. Раньше в грубых тканях из конопли хранили зерно, крупы, овощи и различные травы от тления и жучков. Грубая ткань из конопли хранила овощи, зерно от тления, от замерзания. Ею укрывали в погребах картофель. Посконный холст – крепче и для здоровья ценен, таким образом «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота».

Конопля находила широкое применение в народной медицине. Так кашица из толченых семян конопли, приготовленная на молоке, использовалась как размягчающая припарка. Конопляное масло, выжатое из семян, применялось как прекрасное средство при ожогах и ранах. Согретое масло, втираемое в поясницу, помогало при почечных поясничных болях и крестцовой ломоте.

Молоко из конопляных семян давали пить роженицам для ускорения родового очищения и умножения грудного молока, а также при желтухе. Оно же служило примочкой, выводящей пятна от оспы.

http://vk.com/id325748092?w=wall325748092_268%2Fall

 

Разработка сайта Nethammer
Фонд развития коноплеводства © 2015